Защита по преступлениям против мира и безопасности человечества


В разд. XII Уголовного кодекса РФ включены преступления, посягающие на мир и безопасность человечества. Данная группа преступлений, объединенных общими родовым и видовым объектами, предусмотрена гл. 34 УК РФ.
Особенностью преступлений, включенных в указанную главу, прежде всего является их исключительная общественная опасность. Она обусловлена тем, что совершение преступлений против мира и безопасности человечества способно повлечь за собой нарушение мирного сосуществования народов и наций, отдельных групп населения, привести народы к состоянию войны, поставить под угрозу безопасность человечества, само его существование, повлечь за собой необратимые, катастрофические последствия. Пожалуй, никакие преступления иного характера не способны причинить столь глобального вреда, как преступления рассматриваемой группы. В этой связи нормы, устанавливающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, и включены в Уголовный кодекс РФ с целью обеспечения эффективной уголовно-правовой охраны наиболее значимых общественных отношений - мира и безопасности человечества. О важности этих объектов, в частности, свидетельствует и то обстоятельство, что только в отношении лиц, совершивших посягательства на указанные объекты, не распространяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности. Так, в ч. 5 ст. 78 УК РФ содержится положение, согласно которому к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356 - 358 УК РФ, сроки давности не применяются.
Преступления, посягающие на мир и безопасность человечества, представляют опасность не только для какого-либо одного государства, страны или народа. Они способны повлечь за собой причинение вреда интересам ряда государств, спровоцировать мировую войну, повлечь негативные последствия для всего человечества. В этой связи все мировое сообщество крайне заинтересовано в предотвращении, пресечении преступлений рассматриваемого характера и наказании лиц, совершивших такие преступления. В этих целях на международном уровне разрабатываются и принимаются различного рода документы, предусматривающие меры противодействия посягательствам на мир и безопасность человечества. Выработанные мировым сообществом меры, направленные на охрану интересов человечества, несомненно, должны быть учтены всеми заинтересованными государствами, а в целом ряде случаев и найти свое обязательное отражение в национальном законодательстве. Поэтому нормы, устанавливающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, разработаны с учетом и на основе положений не только национального, но и международного права, заключенных Россией международных договоров, ратифицированных конвенций.
Большинство конвенций, говорящих о преступлениях международного характера, включают в себя положения, обязывающие государства, ратифицировавшие их, включать в национальное уголовное законодательство нормы об ответственности лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества. К указанным конвенциям, к примеру, можно отнести Гаагские конвенции о законах и обычаях войны (1899 и 1907 гг.), Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.). Источниками международного права в рассматриваемой сфере, помимо конвенций, являются также Уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, Устав Международного военного трибунала (1994 г.) и целый ряд иных международных документов.
Так, в Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.) включена ст. V, согласно которой для введения в силу положений Конвенции договаривающиеся стороны обязуются провести необходимое законодательство, каждая в соответствии со своей конституционной процедурой, и, в частности, предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида или других упомянутых в ст. III Конвенции преступлений. Подобного рода положения этой и других конвенций имеют целью не только обеспечение реального участия каждого присоединившегося к конвенции государства в борьбе с преступлениями международного характера, но и обеспечение единого направления этой борьбы, создание правовых условий для необходимого взаимодействия, сотрудничества, объединения усилий. Этот аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку, как показывает практика, во многих случаях возможностей только одного какого-либо государства, даже самого развитого и мощного, недостаточно для эффективного противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества.